Бакулин Мирослав (zamorin) wrote,
Бакулин Мирослав
zamorin

Categories:

Икона воскресения Лазаря - визуализация запаха, смердение изображается носами, прикрытыми платками

Воскресение Лазаря



В период Великого поста, начиная с первой седмицы и заканчивая Воскресением Христовым, Церковь вспоминает множество событий, неразрывно связанных с земным служением Господа Иисуса Христа. Суббота шестой недели Великого поста именуется Церковью Лазаревой субботой — в честь совершённого Спасителем великого чуда — воскрешения Лазаря.
Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.
В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чём свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами Церкви.
В VII-VIII веках святые песнописцы — преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин — составили на этот праздник особые песнопения и каноны, воспеваемые Церковью и сегодня.
Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с этим и последующего воскресения всего человечества во время Второго пришествия Спасителя.




Современная псковская, мастерская собора Иоанна Предтечи




Икона. Конец XV - начало XVI в.

Некоторые особенности изображения Лазаря породили дискуссии о том, на чем основывали древние художники свои живописные трактовки этого евангельского сюжета. Характерные особенности всех катакомбных интерпретаций Воскрешения Лазаря - это, во-первых, значительно уменьшенная фигура Лазаря и, во-вторых, сходство ее с древнеегипетской мумией. Первое обстоятельство стало основанием для предположения, что ранние художники хотели изобразить Лазаря как бы младенцем, то есть возрожденным к новой жизни. Это предположение, однако, не кажется обоснованным, поскольку мы хорошо знаем и другие примеры специального уменьшения пропорций фигур, особенно в сценах чудесных исцелений и других воскрешений. Второе обстоятельство - сходство запеленатой фигуры Лазаря с древнеегипетской мумией - породило мнение, что ранние христианские художники в своих изображениях опирались на древнеегипетский обряд погребения усопших. Так полагал, например, немецкий искусствовед Томас Мюнтер. Хотя отрицать это полностью нельзя - в Древнем Риме были известны египетские обряды, - но христианские художники, безусловно, знали и соответствующую форму погребения у иудеев и опирались в данном случае на описание, приведенное Иоанном: "И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком".
Иисус в этом сюжете изображается молодым, безбородым, с магическим жезлом. Лазарь обычно стоит в дверях колумбария. На вопрос, является ли такое изображение Лазаря чисто композиционным решением художников или указанием на то, что он уже воскрес, невозможно ответить однозначно. Определенно решить его можно было бы, по остроумному замечанию известного русского искусствоведа XIX в., исследователя христианской иконографии Н.Покровского, исходя из того, как изображались глаза Лазаря - закрытыми, как у покойника, или уже открытыми, как у воскресшего. К сожалению, констатирует исследователь, "уяснить эту подробность на памятниках, переживших более чем целое тысячелетие и поврежденных, невозможно".
В живописи западных мастеров, основанной на традициях византийской иконографии, можно видеть Марию и Марфу распростертыми перед Иисусом - они молят его о воскрешении их брата. Такую трактовку этого сюжета мы видим на фреске Джотто. Это не соответствует свидетельству Иоанна о том, что Иисуса вышла встречать одна лишь Марфа, "Мария же сидела дома", и уже позже, встретив его около дома, она, Мария, пала к ногам Спасителя. Таким образом, здесь соединены два разновременных эпизода этой истории. Эти совмещенные эпизоды часто соединяются и с собственно Воскрешением Лазаря.
В европейской живописи Возрождения и более позднего времени мы видим Лазаря, встающего из гроба (Рембрандт, Фабрициус). Некоторые из свидетелей этого чуда изображаются зажимающими носы - так художники дают понять, что Лазарь "уже смердит". В картине Альберта ван Оуватера носы закрывают персонажи, расположенные в правой части картины, в них угадываются скептики и неверующие - они страдают именно по причине своего неверия; это соответствует и символической трактовке левой и правой сторон картины как, соответственно, "хорошей" и "плохой".
Сюжетом Воскрешение Лазаря воспользовался Лукас Кранах Младший, дабы засвидетельствовать свою симпатию к Лютеру. В "Надгробии Михаэлю Майнбургу" среди свидетелей чуда, совершенного Иисусом, он изобразил великого церковного реформатора в кругу его сподвижников - они вместе с толпой в церковном саду являют свою реформаторскую церковь, в духе учения которой написана картина.
В согласии с учением Лютера, эта картина в первую очередь воплощает не божественное всемогущество, посредством которого Христос побеждает смерть - именно эту идею стремилось воплотить искусство более ранних эпох, - но веру в Евангелие, ту самую веру, которую Христос просил дать людям перед тем, как он совершил это чудо. Взгляды и Лазаря, и Лютера, и многих других персонажей устремлены на Христа. Три главные фигуры - Христос, Лазарь и Лютер - выделяются из толпы других персонажей. Типологические аспекты этого сюжета, как и других уже упоминавшихся сюжетов, нашли наиболее полное толкование в иллюстрации "Библии бедных". Здесь Лазарь стоит в саркофаге, он обвит саваном, возле него две его плачущие сестры, Иисус, держа свиток в левой руке, благословляет Лазаря. С четырех сторон, как и во всех остальных иллюстрациях этого памятника, бюсты четырех ветхозаветных праведников, у каждого свиток с его пророчеством, относящимся к этому событию: Иов: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (Иов, 14:14); Давид: "Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня" (Пс., 29:4); Анна, мать Самуила: "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар., 2:6); Моисей: "Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю" (Втор., 32:39). По левую руку Илия исцеляет сына вдовы из Сарепты (3 Цар., 17). По правую руку Елисей, простершись над отроком, дыханием воскрешает его (4 Цар., 4:34). Таким образом, и выбор персонажей, и тексты - все свидетельствует о том, что автор иллюстраций к "Библии бедных" (равно как и те, кто разрабатывал для него программу) считал воскрешение Лазаря символом общего воскрешения мертвых.


Икона XV в., новгордская школа. Новгород. Музей истории и искусства.


Альберт ван Оуватер. Воскрешение Лазаря. Сер. XV в. Картинная галерея. Берлин


Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)

В традиционном иконографическом изводе представлены образы Христа и Лазаря, дополненные фигурами двух апостолов, сестер Лазаря Марфы и Марии, иудеев у гробницы. Наиболее интересна трактовка гробницы, соединяющая черты саркофага и здания-базилики с неестественно высоким входом. Отверзтая гробница трактуется как вход в Царство Небесное, путь к спасению, открытый чудом Воскресения Лазаря. На эпистиле "Воскрешение Лазаря" занимает центральное положение, справа от Деисуса, составляя традиционную пару с "Преображением".



В.Калинин. “Воскрешение Лазаря”




Джотто


Караваджио




Рембрандт


Совр. греч. письма


Jan LIEVENS (1607-1674)




протестантский катехизис


Davezelenka


Себастьяно дель Пьомбо 1519 (римейк Рафаэля)


Дуччо ди Буонисеньа, 1319


Беноццо Гоццоли 1497



Peter Dennis


Tanja Buutler


Кэрол Дуглас


Джозеф Минтон


Эдвард Книпперс




Фреска из римских катакомб


Совр греч письма


Geertgen Tot Sint-Jans


Christian Wilhelm Ernst Dietrich (очень нравится эти ручки из гроба!)

Tags: библейские образы
Subscribe

  • Книги

    Я как-то попросил друга принести мне в начале девяностых книжки Лимонова, чтобы познакомиться. Прочитал. А тут другой товарищ приносит мне "Бурю"…

  • Новая книга "Русской недели"

    В издательстве "Русская неделя" вышла прекрасная книжка замечательного поэта из Санкт-Петербурга Ольги Александровны Шульчевой-Джарман.…

  • Священник Вадим Коржевский. Традиции и заблуждения

    У нас в издательстве вышла новая книга: Священник Вадим Коржевский. Традиции и заблуждения. В книге в форме диалога священника с прихожанкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment