Бакулин Мирослав (zamorin) wrote,
Бакулин Мирослав
zamorin

Category:

Конец света не отменяется

Вот все спрашивают кругом: «Ну, когда же конец света?» Ответ будет положительным: конец, несомненно, наступит. И это не какой-то только религиозный вывод. Время и пространство, как основные категории нашего сознания очень ограничивают наши физические рамки. Пользуясь математиткой и статистикой, кажется, мы можем иногда предвидеть нечто, что произойдет в будущем. Наверняка есть люди, которые могут с точностью до миллиарда лет предсказать дату смерти Земли, Солнечной системы и всей галактики. Да, физика — неутешительная наука, энтропия будет нарастать, запасы энергии будут исчерпаны, а значит Вселенная конечна во временном смысле.
Но существует еще и религиозная точка зрения на конец мира. Часто религия обслуживает естественную, инстинктивную потребность человека в спасении его я, для вечного и счастливого благополучия. Но религия и вера — вещи разного порядка. Церковь благовествует свободу человека от необходимостей. И поэтому, когда Церковь говорит о «последних» событиях, то показывает свою веру и надежду на Христа. Мы не знаем «конца света» как исторического опыта», но знаем, во что уповаем, вверяем себя любви Божией и надеемся.
Итак, для атеиста «конец света» — это неизбежность, не зависящая от нас, а вот христианский взгляд более человечен. Христианство настолько высоко ставит человека, что именно на него возлагает ответственность за судьбу Вселенной. В христианском понимании мир, космос — это пространство диалога между свободной волей человека и Бога. Отсутствие этого диалога утрачивает смысл существования всего этого пространства. Молитва держит Землю на своей орбите, заставляет светить солнце, не стоит село без праведника, да и в самолете, который попадает в зону турбулентности, нет ни одного безбожника. Так вот источник конца света прост: по причине беззакония оскудеет любовь и вера. Прекратится диалог молитвы, прекратится и мир. Особо чувствуют приближение конца света те, кто этот диалог не хотят вести, внутри их вселенной мир уже давно не имеет довода быть.
Христианам интереснее всего — отношения души с Богом. Их не интересует, вечным ли будет наше я, нам достаточно, что существует Тот, Которого мы любим. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли мы, или умираем – мы Господни» (Рим. 14, 7-8). Это свидетельство апостола Павла, атеист Жан-Поль Сартр выразил словами безнадежного упования: «Пусть Он (Бог) сто, тысячу раз накажет, достаточно, что Он существует!»
Да, мы живем в очень тяжелое время, и сложности его усиливаются с каждым годом, и беспредел будущего вызывает лишь панику. Но то, что даже остановившиеся часы дважды в сутки показывают правильное время, намекает нам, что время это лишь категория нашего сознания. И именно очевидная условность времени должна бы заставить человека ощутить, наконец, ответственность перед собственной жизнью. Время зависит от нас, а не наоборот. Да и пространство мира и самого нашего тела дано нам как дар, потому нельзя относиться к этому дару, как к своей собственности. Именно лишивший себя веры человек, особенно остро ощущает, что дар этот, без благодарности за него Богу, может отняться. Потому так часто он думает о нем, ждет его как заслуженную пытку, потому так часто мысль о «конце времен» делает всю его жизнь абсурдной и бессмысленной, превращает в страдание. Страдание и смерть по существу равнозначны, страдает ли и умирает личность или заканчивается цикл истории, когда умирают миллионы. Страдающий ищет причины страданий и избавления от них, редко, когда он задумывается о цели – для чего эти страдания посланы. Да, ждут конца света именно те, кто бесцельно страдают. Он им желанен, как избавление от кажущейся абсурдности, они призывают его как заклятие от болей: «Раз для меня мир кончен, он должен быть кончен и для других».
Да, верить трудно, трудно нести этот дар через всю жизнь. Но дар этот делает тебя свободным и счастливым, а главное — бесстрашным и решительным. Вера в Бога не решает проблемы человека, а снимает их. Поэтому верующий не знает о датах конца света, потому что с уважением относится к тому, что Библия об этом говорит. А библейские тексты о конце света составлены удивительно: любое поколение войны или мира может узнать там себя.
Апокалипсис невозможно истолковать, потому что он являет собой образ человеческой души со всеми ее ответственностями и обязанностями. Именно поэтому он имеет бесконечное количество возможностей для толкования.
С научной точки зрения оно может быть истолковано в наиболее вероятных категориях существования и исчезновения жизни на земле. А церковный опыт гласит: существует красота мира, которая составляет качество способа существования человека. Красота — это повод и возможность создать отношение между человеком и миром, это призыв связи с красотой (по-гречески красота – kallos, с английского call — призыв). Св. Дионисий Ареопагит подчеркивает: «Поскольку Он все зовет к самому себе, то и именуется красотой». О! Если вселенная существует как красота, и эта красота есть связь человека с миром, который существует ради диалога с Богом, то, пожалуй, вселенная может быть преходящей, но человек как условие этой цели вселенной — нет.
Но человек сам выбирает свой путь благодаря свободе воли, он не может спасти всех, но может спасти себя. Но и сказано: полюби своего ближнего как самого себя. Если человек обрел себя в разворачивающейся красоте мира, он может обрести в ней и других. Именно поэтому он может спасти других. Конец света — это великая новизна, великое незнание и, значит – великая надежда. Церковь ничего не знает о последних днях, она вверяет себя любви Божией и надеется.
Это не значит, что смерть и конец мира пройдут мимо меня, они явятся, по слову Писания, как вор в ночи, когда никто этого не будет ожидать. А в ожидании «конца света» для других уже стоят целые очереди. Лучше найти ту тональность своей жизни, которая была бы достойна вечности: станем жить каждый день как последний, благодаря за все и надеясь на Бога.
Tags: былое
Subscribe

  • Подвизание

    Двое священников подвизаются, каждый день причащают Варю. Иерей Евгений Пуртов (он ее крестил) и протоиерей Николай Цирке. Отец Евгений служит каждый…

  • Благодарю всех за доброе сердце

    Вашими, родные мои, молитвами услышал нас Господь и обойдя моря и земли, мы получили-таки препараты на несколько дней. Варя слаба и от болезни, и от…

  • Честные отцы, братия и сестры!

    Огромная просьба всем, кто поминает нашу Варвару, помолиться Милосердному Иисусу Христу, чтобы он избавил ее от тех страданий, которые она переносит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Подвизание

    Двое священников подвизаются, каждый день причащают Варю. Иерей Евгений Пуртов (он ее крестил) и протоиерей Николай Цирке. Отец Евгений служит каждый…

  • Благодарю всех за доброе сердце

    Вашими, родные мои, молитвами услышал нас Господь и обойдя моря и земли, мы получили-таки препараты на несколько дней. Варя слаба и от болезни, и от…

  • Честные отцы, братия и сестры!

    Огромная просьба всем, кто поминает нашу Варвару, помолиться Милосердному Иисусу Христу, чтобы он избавил ее от тех страданий, которые она переносит…